Как часто, обсуждая особенности развития личности детей, мы слышим сетования родителей на то, что их ребенок ленивый: ничего не хочет делать. Сидит себе перед компьютером, или с друзьями тусуется.
И никаких других дел себе и не представляет. Сплошная прострация.
Откуда же берутся ленивые дети? И кто делает детей ленивыми? Ни за что не отгадаете! Знаете – кто? Вы сами, уважаемые взрослые. Не верите? А вспомните, что вы делаете, когда ребенок пробует что-то делать сам, например, элементарно сам одеться? (Ну не все взрослые так делают, конечно, но очень и очень многие). Правильно: вы стараетесь одеть его сами. То ли вам некогда, то ли думаете, что у вас это лучше получится, то ли вообще не задумываетесь – просто одеваете его, как предмет. У вас пропадает терпение.
И так день за днем: с одеванием ли, с умыванием, с уборкой игрушек, с работой по хозяйству… Какое уж тут развитие способностей?
Со временем ребенок, безусловно, научится всем житейским премудростям. Дети по природе своей в первые годы жизни учатся через подражание – было бы кому подражать. Но вот желание что-то делать у него пропадает.
Заметьте: и ребенок, и взрослый при таком взаимодействии теряют. Один теряет интерес и желание активно действовать, а другой – теряет терпение и возможность действовать сообща. Если поразмыслить, то потерь при этом намного больше. Из активного малыша постепенно формируется ленивый ребенок.
А ведь есть эффективные методики обучения, которые учитывают особенности развития личности детей и, к тому, же развивают очень хороший навык последовательности действий. Это – обучение пошаговым действиям. При этом взрослый сопровождает свои действия проговором. И ребенок, повторяя действия взрослого, начинает проговаривать вслед за ним.
Заметьте: и ребенок, и взрослый в данный момент учатся: ребенок – приобретает навыки, развивает настойчивость, а взрослый – воспитывает в себе великолепное качество: терпение. Так у ребенка формируются задатки последовательности. Такой ребенок в будущем сам, без напоминаний, сможет планировать свой день, и в конечном итоге станет успешным.
И никаких других дел себе и не представляет. Сплошная прострация.
Откуда же берутся ленивые дети? И кто делает детей ленивыми? Ни за что не отгадаете! Знаете – кто? Вы сами, уважаемые взрослые. Не верите? А вспомните, что вы делаете, когда ребенок пробует что-то делать сам, например, элементарно сам одеться? (Ну не все взрослые так делают, конечно, но очень и очень многие). Правильно: вы стараетесь одеть его сами. То ли вам некогда, то ли думаете, что у вас это лучше получится, то ли вообще не задумываетесь – просто одеваете его, как предмет. У вас пропадает терпение.
И так день за днем: с одеванием ли, с умыванием, с уборкой игрушек, с работой по хозяйству… Какое уж тут развитие способностей?
Со временем ребенок, безусловно, научится всем житейским премудростям. Дети по природе своей в первые годы жизни учатся через подражание – было бы кому подражать. Но вот желание что-то делать у него пропадает.
Заметьте: и ребенок, и взрослый при таком взаимодействии теряют. Один теряет интерес и желание активно действовать, а другой – теряет терпение и возможность действовать сообща. Если поразмыслить, то потерь при этом намного больше. Из активного малыша постепенно формируется ленивый ребенок.
А ведь есть эффективные методики обучения, которые учитывают особенности развития личности детей и, к тому, же развивают очень хороший навык последовательности действий. Это – обучение пошаговым действиям. При этом взрослый сопровождает свои действия проговором. И ребенок, повторяя действия взрослого, начинает проговаривать вслед за ним.
Заметьте: и ребенок, и взрослый в данный момент учатся: ребенок – приобретает навыки, развивает настойчивость, а взрослый – воспитывает в себе великолепное качество: терпение. Так у ребенка формируются задатки последовательности. Такой ребенок в будущем сам, без напоминаний, сможет планировать свой день, и в конечном итоге станет успешным.